22 февраля

Индивидуальные проекты на основе теории множественности интеллекта и таксономии Блума


Ранее, говоря об интеграции теории множественного интеллекта (ТМИ) в образовательный процесс, мы уже касались возможных способов применения ТМИ в школе и использования проектов как одного из этих способов.
Мы говорили о том, что в зависимости от назначения проекты могут быть разными:
-  проекты, имеющие целью расширение или углубление пройденного программного материала,
- тематические проекты, направленные на повышение интереса и мотивации,
- проекты, ориентированные на развитие тех или иных типов интеллекта учащихся.
Проекты могут быть групповыми или индивидуальными. Присмотримся повнимательнее к индивидуальным проектам.
Именно они – отличный способ индивидуализировать образовательный процесс, создать ситуацию, когда ученикам приходится брать ответственность за свое обучение на себя. Такие проекты повышают интерес и мотивацию, помогают ученикам приспособить программу под себя, осознать свои способности и, обучаясь через них, быть успешными в школе.
Планировать и включать индивидуальные проекты в образовательный процесс учитель может по-разному, вот несколько способов.

Регулярные проекты. Можно организовывать краткосрочные проекты регулярно, например, раз в месяц или еженедельно (предварительно спланировав их в рабочей программе) по ходу изучения материала. Временные рамки проекта, в данном случае, одинаковы для всех учащихся, хотя, конечно, в зависимости от сложности проекта могут быть и исключения.

Ситуативные проекты. Проекты организуются в любой момент, как только позволяет программа и расписание и могут отталкиваться от текущей ситуации. При составлении тематического планирования на год, определите время, когда по тем или иным причинам наблюдается спад у учеников и запланируйте время на проект. Это как раз благоприятные моменты для индивидуальной проектной деятельности и оживления активности учеников.

Дополнительные зачетные проекты. Проекты, предлагаемые учащимся, как дополнительная возможность в конце контрольного периода или планируемые с этой целью в течение года. Но здесь можно столкнуться с тем, что хорошо успевающие ученики всякий раз будут единственными, кто откликнется на это предложение.

Проекты для закрепления. Индивидуальный проект может быть лучшим способом завершить изучение темы. Заканчивая изучение раздела или темы, можно дать ученикам проектное задание, которое покажет в итоге, чему они научились, что им было наиболее интересно. Непременное условие таких проектов – выход за рамки программы, расширение изученной темы.

Прежде чем предложить ученикам индивидуальный проект, нужно позаботиться о  развитии у них навыков самостоятельной работы. Дети с развитым внутриличностным интеллектом редко испытывают в этом трудности, но большинство учеников необходимо научить работать по плану и не относиться к проекту как к развлечению и свободному времени.

Семь важных ключевых навыков, которым необходимо научить:

1. Как выстроить расписание работы над проектом: на календаре отмечаем дату защиты проекта, можно использовать ее, как стартовую. Показываем детям, как спланировать время в проекте в обратном направлении – от конечной даты. При этом стоит напомнить, что в основном проект должен быть завершен за некоторое время до защиты, чтобы в оставшееся время можно было внести правки и изменения.
2. Как оценить и отредактировать свою работу: обучаем детей способам проверки и правки (в том числе, используя режим редактирования MS Word или специализированные сервисы проверки текста) и даем им время потренироваться в редактировании своей работы.
3. Как вести себя во время проекта: обсуждаем с детьми, что во время работы над проектом соблюдается тишина, и перемещения и разговоры сводятся к минимуму, они возможны при необходимости, но так, чтобы не мешать остальным.
4. Какими информационными ресурсами можно воспользоваться: на это нужно специально выделенное время. При всем размахе развития технологий и интернета, есть смысл сходить с учениками в библиотеку и показать им, как найти нужную информацию в печатных изданиях. И само собой важно учить их находить и использовать ресурсы интернет.
5. Как исследовать проблему и систематизировать отобранную информацию: не жалейте времени на то, чтобы научить учеников делать записи; использовать информационные карточки, в том числе компьютерные; план, схемы и таблицы; как систематизировать информацию и представить ее своими словами (разными способами, в том числе и с использованием облачных сервисов).
6. Как включить разные типы интеллекта во время исследования: можно вывесить в классе плакат о типах интеллекта и возможных способах их применения, и обсудить с ребятами, как тот или иной интеллект может помочь им в исследовании.
7. Как творчески, четко и ясно представить свой проект: обсуждаем четкость и логичность изложения, орфографию и пунктуацию, т.е. все, что делает проект привлекательным и легким для восприятия. Рассматриваем примеры проектов прошлых лет, анализируем, что способствовало их успешности или послужило причиной неудачи. И еще обязательно показываем детям разные брошюры, буклеты и плакаты средств массовой информации как возможные образцы.

Педагогический опыт показывает, что дети, как правило, выбирают те виды деятельности, в которых чувствуют себя способными и уверенными (в зависимости от доминирующих типов интеллекта). Но ведь учителю важно создавать условия для опробования, осознания учеником и развития  разных его сторон, как сильных, так и слабых. Потому, немаловажно создавать ситуации, которые потребуют от них усилий и по развитию своих слабых сторон. Кроме того, необходимо все время помнить о развитии навыков мышления и побуждать учащихся к выбору (либо задавать целенаправленно) видов деятельности, требующих развития разного уровня мышления (соответственно таксономии Блума), постепенно повышая уровень сложности проектов.

При планировании индивидуальных проектов и их тематики толчок для творчества учителю может дать список идей для проектов, направленных на развитие тех или иных типов интеллекта в сочетании с таксономией Блума из книги Кристен Нельсон “Развиваем множественный интеллект учащихся” (необходимо помнить, что ее список опирается на действительность американской школы и для нас может быть ценен как отправная точка идей, которые мы уже привязываем к собственным программам). Вот, например, возможные проекты, к которым прибегает учительница при ознакомлении учеников с теорией множественного интеллекта или для развития определенных типов.

Делясь своим опытом, учительница пишет, что в начале учебного года использует проекты, чтобы представить детям множественные типы интеллекта, показать, как многогранны могут быть способности человека и какие умения влечет за собой их развитие. И когда ученики уже достаточно хорошо это понимают, она переходит к программным или тематическим проектам, рассчитанным на использование нескольких типов интеллекта одновременно. Она ведет список проектов, включая в их описание возраст учащихся, уровень сложности и другую информацию. Этот список постепенно пополняется идеями, в том числе и предложенными самими учащимися и используется неоднократно.













посмотреть список целиком.

Следует заметить, что хоть на первый взгляд идеи довольно просты, но их воплощение требует от учащихся не механического запоминания, а креативности, фантазии, напряжения ума, а соответственно влечет за собой развитие целого ряда важных умений, формирование определенных учебных действий и творческих способностей. 




Использованная литература: Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998

Комментариев нет:

Отправить комментарий