понедельник, 27 ноября 2017 г.

Непростой вопрос выбора приложений к уроку


Как бы стремительно ни развивались современные технологии, наводняя рынок образования все новыми и новыми приложениями для развития тех или иных навыков в разных областях знаний, они не заменят роли учителя, живого общения в классе. Но и без них, без тех возможностей, которые они открывают и для ученика и для учителя, современный образовательный процесс уже невозможно представить. 

Интеграция ИТ в обучение оочень непростое дело, требующее от учителя высокого уровня и информационной грамотности и профессиональных умений. Как разобраться в растущем изобилии образовательных приложений, как обойти или свести к минимуму проблемы, которые неизбежно возникают при их использовании, как избежать ситуации, при которой первоначальная эйфория и энтузиазм сменяется разочарованием, когда применение того или иного инструмента не оправдывает возлагаемых надежд, и учитель получает гораздо меньшую отдачу, чем рассчитывал.

Поскольку ИТ в обучении - это еще не столь изведанная территория и не так много разработанных "карт" и описанных "маршрутов", без проб и ошибок не обойтись... но чтобы свести ошибки к минимуму, не повторять ту же траекторию, важно прислушаться к уже существующему опыту и советам тех, кто этот путь уже прошел. Попалась небольшая, но полезная статья "Технологии в обучении: есть опасность снижения отдачи"  в блоге Майкла Карлина The EdTech Round Up, где автор предлагает учителю при выборе новых цифровых инструментов для урока держать в фокусе три важных аспекта: выбор должен быть продиктован дидактическими целями и задачами, а не наоборот; технологии должны не подменять учителя, а способствовать атмосфере сотрудничества и творчества; применение новых инструментов не должно заменять аутентичного оценивания.

Не стоит искать технологию для решения проблемы, которой нет. Подход к изучению темы с помощью новых приложений не должен становиться самоцелью, "бантиками, бубенчиками" на уроке. Главное - достижение педагогических целей и плоды, которые может принести использование того или иного приложения. При внедрении всякого нового приложения нужно время на его освоение, на разработку инструкций к его использованию, подготовку заданий. А значит, задаемся вопросом, сопоставимы ли затраты времени и усилий, которое отдаст учитель и ученики на его освоение и применение, с результатом, ожидаемым от использования этого приложения. И если оно работает на наши дидактические цели и повышает эффективность занятия, то эти затраты вполне оправданы. Нужно хорошо понимать, что даст использование того или иного инструмента, дополняет ли оно учителя или подменяет его действия, помогает создавать новое содержание или поглощать готовую информацию, способствует развитию индивидуальности или предлагает тренировочную деятельность в рамках стандарта.

Еще Александр Нилл в свое время говорил "...школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, - это плохая школа. Она хороша лишь для тех, кто верит именно в такую школу, для людей, которые лишены творческой жилки, стремящихся и детей привести не к творчеству, а к послушанию".  Насколько изменились методы обучения в школе за эти годы, другой вопрос, но очевидно одно, что лучше всего человек обучается непосредственно в деятельности и общении. Это же следует учитывать и при выборе приложений. Доминирование приложений, требующих самостоятельной индивидуальной работы ученика рано или поздно приведет к его обособленности и изоляции. В то время, как вдумчивое сочетание активных методов с использованием соответствующих целям урока компьютерных инструментов способно создать эффективную среду для сотрудничества и учителя с учениками и учеников между собой. Сотрудничество поддержит здоровую психологическую атмосферу, мотивацию к совместному творчеству в классе, создаст условия для развития необходимых  коммуникативных (помимо прочих) умений.

Технологии не должны заменять способы аутентичного оценивания. Оценивание не должно сводиться к онлайн тестированию. Применение онлайн тестов, приложений, позволяющих проверить, что понял/запомнил ученик необходимо на определенной стадии - для проверки усвоения материала на уровне знания/понимания, но они не способствуют росту ученика. Подобные тесты и квизы могут сыграть злую шутку, они просты и удобны в применении, но увлечение ими может привести к постепенному отказу от аутентичного оценивания. "Если подобные онлайн способы оценивания начинают диктовать вам содержание урока, то вы зашли в их использовании слишком далеко", - говорит Б.Хэнд в своей статье. 

В целом, использование технологий оказывает положительное влияние на результаты обучения, отмечает автор статьи, однако, если учитель прибегает к технологиям только ради их использования, неоправданно усложняя тем самым урок, изолируя учащихся друг от друга или просто автоматизируя оценочный процесс, то он оказывает своим ученикам медвежью услугу. Отбор и внедрение новых технологий должно быть очень осторожным и продуманным, они должны использоваться в логике педагогической концепции учителя, отвечать конкретным дидактическим задачам, вести к результату, которого учитель ожидает достичь. 

О том, какие факторы необходимо учитывать при выборе приложений, можно прочитать в  статье "Подходим критически к выбору компьютерных приложений".

Наибольшая отдача там, где технологии отлично дополняют учителя. Предоставьте ряд своих учительских обязанностей технологиям и сосредоточьте свою энергию на том, чего технологии дать не могут.


Комментариев нет:

Отправить комментарий