пятница, 8 января 2016 г.

Зачем школе теория множественного интеллекта

Почему многие школы за рубежом выбирают теорию множественности интеллекта, как основу организации образовательного процесса, в чем ее популярность? Томас Хоэр – доктор философии, директор Нью Сити Скул в Сент-Луисе, Миссури, США, успешно применяющей теорию множественности интеллекта более 20 лет, указывает на два ее достоинства [1].

Несомненно, «дети более успешны, если их воспринимают через призму множественности интеллекта. То есть, чем больше разных способов обучения, кроме академического заучивания, учитель может предложить, тем большего успеха достигают его ученики. Теория множественности интеллекта не панацея, объяснительно-иллюстративный метод и запоминание фактов были и будут необходимыми в школе. Но при этом, теория множественности интеллекта – подход, ориентированный на ребенка: сначала педагог изучает, как ребенок учится, а затем разрабатывает программу, выбирает методы обучения и оценки, основываясь на этом наблюдении. (В большинстве школ, увы, наоборот – личностно-ориентированный подход – это когда учитель всяческими ухищрениями «подгоняет» детей под программу)».

Томас Хоэр подчеркивает, что большинство из нас интуитивно понимает, что все дети учатся по-разному. В конце концов, и мы, взрослые, тоже обучаемся по-разному. Теория множественности интеллекта - это инструмент, применение которого может помочь детям учиться более успешно, а значит, и нам самим стать более успешными учителями. 
Привлекательность этой теории для образования заключается в самом ее определении – теория  множественности  интеллекта.

Второе достоинство этой теории, возможно, менее очевидное, кроется, по мнению Т.Хоэра, в изменении роли учителя. «В обычной школе учитель традиционно «привязан» к учебнику и обязательному программному материалу и обучение сводится к так называемой гонке за качеством и лучшими результатами тестов. Естественно, отбирается материал, цель которого «натаскать» учеников к сдаче этих самых тестов. Чем ближе содержание программы к тому, что проверяется, тем «лучше» программа.

Помимо ученических потерь, которые весьма значительны, этот подход неизбежно сказывается и на учителе. Ну какое удовольствие учить по одному и тому же сценарию? О каких профессиональных компетенциях может идти речь, когда все «заготовлено», установлено, предопределено неким издателем, далеким от вашего конкретного класса.

Большинство учителей пришли в педагогику, потому что им нравится работать с детьми, быть частью их мира, сознавать свою роль в их развитии. Это те, кто любит творить, быть в центре, вести за собой и решать проблемы. Они упоенно ищут способ научить Джонни, воодушевить Мэри, помочь Энн-Лин поверить в себя. И когда учитель, физически усталый и эмоционально выжатый к концу дня, мысленно подводит ему итог, он испытывает удовлетворение не от количества пройденных сегодня страниц учебника или выполненных заданий.

Удовлетворение, осознание себя профессионалом приходит тогда, когда ты понимаешь, что изменил что-то в жизни ребенка. Когда все твои усилия, твой талант, знание педагогики и понимание детской природы, – все это вместе приводит к заветному результату – развитию твоего ученика. Как раз это и позволяет теория множественности интеллекта. Если воспринимать все: программу, методы обучения, оценивание через ТМИ, то можно найти множество способов научить ученика. И мудрость учителя в том, чтобы, взяв нужные кисти и краски и использовав палитру ТМИ, превратить учение в увлекательное занятие, исполненное смысла для каждого».[1]

Но дело не только в том, уточняет Т.Хоэр, что теория множественности интеллекта помогает ученикам лучше учиться, а учителей вдохновляет на мобилизацию своего творческого потенциала. Вслед за признанием многоаспектности интеллекта и пониманием многообразности талантов ребенка приходит изменение взглядов коллектива. От рутинного озвучивания процента успеваемости по предметам и четвертям педагогический совет переходит к обсуждению аспектов успешности учения и развития каждого ученика. И если преподавание было индивидуальным делом каждого педагога, то теперь оно превращается в сотрудничество, сотворчество, когда весь коллектив работает, как единое целое. Эта философия (убежденность и вера в теорию множественности интеллекта действительно делает ее философией образования) меняет и диалог учителя с родителями учеников [1].

Опыт применения теории множественности интеллекта в классе помог многим педагогам понять, что с ее помощью можно повысить мотивацию и энтузиазм учащихся, и значительно разнообразить свои способы предъявления информации на уроке. Эта теория открывает разные пути индивидуализации обучения, возможности помочь детям лучше научиться читать и писать, развить их мыслительные и математические способности, художественный и музыкальный дар, взращивать их разные таланты.

Но как и в большинстве случаев обращения школы к новой технологии, значительно отличающейся от традиционной, неизбежны трудности преодоления возможных препятствий. Том Хоэр говорит о трех возможных барьерах на пути принятия и использования теории множественности интеллекта в школе:
  1. Родители, которые не видят ценности этого подхода и не понимают, как ТМИ может способствовать успешности их детей.
  2. Администрация школы в силу своей сосредоточенности, главным образом, на учебных способностях детей, ближних целях и результатах выпускных тестов.
  3. Учителя, в силу своего нежелания тратить время и усилия на освоение и применение ТМИ в классе.
Успех любого дела требует времени и вдумчивого подхода. И преодоление этих барьеров вполне реально, если выстроить систему просвещения родителей, показать педагогам и администрации школы преимущества применения этой теории, ориентированной на достижение успеха как детьми, так и школой в целом.

Работа с родителями должна стать главным приоритетом в школе, очень важно помочь им понять, что такое и как работает теория множественности интеллекта, как используются в процессе обучения разные способности детей и что их дети действительно учатся через свои способности, помочь им увидеть положительный результат применения ТМИ для своего ребенка.

      Любая школа ставит перед собой высокие образовательные и воспитательные цели, но на деле доминирующим является достижение  определенного показателя – процента качества образования, хорошие результаты ЕГЭ. С этим сложно спорить, таковы требования к школе сейчас. Все понимают, насколько ограничен и сам такой подход, и как он ограничивает учителей. Так или иначе, в данной ситуации, необходимо и администрации школы и педагогам понимать, что успешность детей, чем бы она не измерялась, и особенно тех, кто имеет трудности в учении и плохо справляется со стандартом, неизбежно повысится, когда учение перестанет быть в тягость и дети с нетерпением будут ждать следующего школьного дня. «Может ли ребенок успешно справиться со стандартом, если единственное, что он усваивает в школе изо дня в день: «ты не способен». И только среда, в которой признаются разные таланты и в которой каждый ребенок может достичь в чем-то успеха, поможет ему взглянуть на школу с бόльшим энтузиазмом и интересом» [1] А  следовательно, и создать  фундамент его дальнейшей академической успешности.

Опыт применения ТМИ в школе зарубежными коллегами доказывает, что дети могут учиться разными способами, но это требует иных методов обучения и оценки. Использование ТМИ не означает, что все темы школьной программы будут изучаться только на ее основе. Необходим баланс между ТМИ, стандартом и требованиями программы. Педагоги отмечают большую эффективность уроков, проведенных с применением теории множественности интеллекта, но и планирование и подготовка к ним требует больших усилий и творчества со стороны учителя. Использование ТМИ в школе возможно и при отсутствии сотрудничества в коллективе, но именно коллегиальность и кооперация всех или хотя бы большинства учителей помогает добиться лучших результатов. Непременным условием успешности применения этой теории является вовлечение и просвещение родителей – родители учеников должны быть обязательными спутниками и союзниками.

А главное, применение этой теории помогает выстроить в школе образовательный процесс, учитывающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность приобрести опыт, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Процесс, помогающий и развитию учеников и профессиональному росту учителя.

О способах планирования и организации уроков на основе теории множественности интеллекта, подходах к оцениванию результатов, работе с родителями в следующих статьях.

      Подготовлено по:

1. Hoerr, Thomas. Applying MI in Schools
2. Nelson, Kristen. Developing Students’ Multiple Intelligences. Scholastic Professional Books, 1998. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий