21 января

200 глаголов цифровой таксономии Блума


Если хочешь добиться цели, накорми Слона, направь Погонщика и начерти тропу. Иными словами, воздействуй на чувства и эмоции (Слон), убеди разум и настрой волю (Погонщик) и укажи, куда двигаться (тропа). Вот формула, применимая в любых ситуациях для успешного осуществления того, что вы задумали**.
Сегодня наткнулась на интересный тому пример в обучении - пуговицы Блума - прием, придуманный Колин Аланиз, американской учительницей из Техаса. Освоить тему или понятие - довольно скучная постановка задачи, особенно для младших школьников. Куда привлекательнее звучит - застегнуть рубашку. Если рубашка полностью застегнута, ты одет и готов в путь. Иными словами, ученик овладеет понятием/темой, выполнив задания всех уровней от запоминания к созданию. 
Суть подхода в следующем:
6 уровней когнитивной сферы таксономии Блума - 6 ярких крупных пуговиц, хранящихся в классе в прозрачной банке. Каждому уровню соответствует свой цвет пуговицы. А далее учительница готовит "петли" - задания для каждого уровня - на небольших карточках - пуговка с петелькой.

Кликните для просмотра детального описания

Ученики выбирают пуговицу и задание соответственно выбранному уровню. Задания могут предполагать разные способы их выполнения, индивидуально, в группе, в паре, в том числе и с использованием веб-инструментов и сервисов и мобильных устройств.
Ярко и необычно (Слон накормлен), понятна цель - "застегнуть рубашку" - освоить нужные понятия, правила, идеи и т.д. (Погонщик направлен) и прочерчена тропа - даны задания, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели. 

Но от частного приема перейдем к общей стратегии планирования на основе таксономии Блума. При планировании урока сформулировать вопросы и задания помогут глаголы таксономии. На днях сайт Global Digital Citizen Foundation опубликовал инфографику к таксономии Блума обновленной, в ключе обучения в цифровом веке. Статью можно прочитать здесь  (язык английский).  А список глаголов в переводе на русский можно посмотреть и скачать здесь в формате docx

Глаголы в сочетании с примерными вопросами и видами деятельности.













































Можно скачать одним файлом.

Повышению эффективности обучения на разных уровнях может способствовать применение соответствующих уровню и поставленным задачам приложений и вебинструментов. Об отборе приложений на основе таксономии Блума, о том, какие вопросы следует себе задать при выборе, каким критериям приложения должны соответствовать и как подойти к выбору критически можно прочитать здесь и здесь.,


Ниже предлагается подборка некоторых ресурсов по использованию таксономии Блума на русском и английском языках.

  1.  Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара, 2007.
  2. Таксономия Блума, традиционная, уточненная, материалы Intel  
  3. Г.Н. Бойченко, Л.И. Кундозерова, Открытый учебный курс "Психология и педагогика", лекция 9 //ИНТУИТ
  4. Обзор европейских публикаций по вопросам написания результатов обучения - рассматривается не только когнитивная сфера, но и аффективная и психомоторная.
  5. Л.С.Илюшин. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся (рекомендации, конструктор задач)
  6. Г.О.Аствацатуров Интерактивная таксономия учебных целей и задач //блог Дидактор
  7. Г.О.Аствацатуров, Кубик Блума как прием педагогической техники  
  8. Л.Рождественская, Квадратура Блума 
  9. Таксономия педагогических целей  (сравнение подходов зарубежных и отечественных педагогов)
  10. М.А.Чошанов, Обзор таксономии учебных целей в педагогике США [Электронный ресурс]: - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 04 октября 2007 
  11. A Model of Learning Objectives, Iowa State University  
  12. D.Kennedy, Writing and Using Learning Outcomes: Practical Guide  
  13. Andrew Churches, Bloom's Digital Taxonomy
  14. Большая подборка ресурсов в помощь учителю для использования Таксономии Блума в блоге Ларри Ферлаццо The Best Resources for Helping Techers Use Bloom's Taxonomy in he Classroom  
  15. Bloomin' Apps,  сайт Кэти Шрок
  16. Bloom's Taxonomy, подборка ресурсов на Pinterest 
______________________________





5 комментариев:

  1. Большое спасибо за интересный материал! Наткнулась случайно, очень понравилось. Особенно про застёгивание рубашки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Вацлавовна, спасибо, что нашли материал интересным. Возможно Вас еще заинтересует и раздел по теории множественного интеллекта http://roachinthenet.blogspot.ru/2016/01/blog-post_4.html Там для начальной школы тоже много есть интересного.

      Удалить
  2. Спасибо!!! Очень полезный материал!

    ОтветитьУдалить
  3. Век живи, век учись, дураком помрёшь.... Спасибо

    ОтветитьУдалить
  4. Неизвестный - это Ваш покорный слуга Зайцев Дмитрий (ВИКНУ)

    ОтветитьУдалить